пятница, 18 сентября 2015
Досмотрела французский сериал «Борджиа» и по этому поводу мне так грустно, что плакать хочется. Как я ни оттягивала, ни растягивала, ни цедила по одной серии в день, а все равно все кончилось и больше уже не будет.
Один из лучших исторических сериалов, которые я видела. За три недлинных сезона подняли и освоили настолько большую, емкую и глубокую историю, что похожих прецедентов я и не припомню. «Тюдоры» разве что, но там и сезонов было побольше, и героев поменьше, и история ухвачена поверхностней. А что же до моих горячо любимых канадских «Борджиев», то увы, они и рядом не валялись с французской версией ни по части достоверности, ни по масштабности, ни, теперь уже точно, по глубине персонажей.
Простыня мыслей, впечатлений и восторгов.По этому поводу раскопала свои посты двухлетней давности; интересно было сравнить впечатления от начала сериала и теперешние.
Стоит, по-моему, смотреть это шоу даже ради одного Чезаре, т.к. таких качественно выписанных психопатов на экране встретишь нечасто. Интереснейший характер вырисовывается. Он умный шопипец, безбашенный, но, блин, он оружие массового поражения даже для самого себя. Натуральный псих, вечно на нерве, на негативе, аномально-бессмысленно жестокий, амбициозный и властный под стать отцу. В сочетании с непривлекательной внешностью коктейль создается убойный. Он и крысеныш, он и змей. Он и горло перережет походя и без мыла куда надо пролезет. И мне страшно интересно посмотреть, как из этого завидущего истерика вырастет полководец.
А Лукреция не нравится совсем. Может потому, что Лукрецию я люблю больше всех у канадцев, а может просто так задумано. Она красивая, но капризная маленькая дрянь. Испорченная уже в колыбели, падкая на цацки, злая сучка. И тоже интересно, что с ней будет, куда выведет ее характер, в какую сторону. (2013)
Полководец вырос. Хотя нам вроде и обещали, что третий сезон будет больше сосредоточен на Лукреции, но обманули; несмотря на значительное продвижении истории Лукреции, главной звездой сезона был Чезаре. Да теперь, по итогам, собственно и всего сериала, потому что ничья история не показана настолько пристально, и ничей характер и внутренность не препарированы с такой анатомической подробностью. В третьем сезоне мне додали, щедро додали военных подвигов герцога Валентино и превращения его в принца Романьи. Истеричный крысеныш из первого сезона на наших глазах превратился в того политика и правителя, о котором написан известный трактат «Государь». Невероятная темная харизма, какая-то дикая сексуальная энергетика, под влияние которых попадают женщины, мужчины, дети, художники, кардиналы, короли, звери, птицы и Никколо Макиавелли. Потрясающе, просто ювелирно прописанный характер и отличная, на полутонах, игра молодого, никому не известного актера создали выпуклый и достоверный образ человека из средневековья, сына своей эпохи, продукта своего воспитания и окружающей среды. Безусловно, человека выдающегося, «которого боялся весь мир, потому что мир и война были в его руках» (с).
В сериале хорошо обошлись с историей. Показали то, что установлено как факт, обыграли то, что осталось слухами, придумали свои мотивы там, где и слухов было маловато. И все это так ловко, что просто ух. Например, история с первым ребенком Лукреции. Которого она прижила неизвестно от кого, и ходили упорные слухи что то ли от отца, то ли от Чезаре. Здесь – прижила от солдатика, а когда внебрачное дитя у девицы стало препятствием к добропорядочному браку, ребенка потихоньку из Рима увозят. На чувства юной матери всем плевать, даже любящему отцу. И тогда преданный брат возвращает ребенка назад, объявляет своим от неизвестной женщины и публично передает «племянника» на воспитание любимой сестре. Грех прикрыт, девица снова невинна и счастлива, дитя при матери, размеры обожания брата снова перехлестывают разумные пределы, и почва для слухов об инцесте готова.
И с пределами тоже обошлись прекрасно. Тему инцеста не обошли вниманием, но сделали так, чтобы и на елку влезть, и зад не ободрать. Хотя секса в сериале завались, любого и всякого, обнаженки полно, с инцестом создатели прошлись по грани, но грани не перешагнули. Хотя до катарсиса довели, это да. Прощание по дороге в Феррару, когда Лукреция, счастливая новобрачная, рыдает в карете, а у Чезаре сдают нервы и он просит новоиспеченного мужа сделать с ним что-нибудь, прогнать, наорать, ударить, а то вотпрямщас случится непоправимое… блин, это незамутненный ангст.
И Лукреция к третьему сезону тоже прогрессировала изрядно. Капризная сучка потихонечку превратилась в ответственную девицу, а потом и в умную женщину с добрым и благородным сердцем. Насмотрелась на дорогих родственников и свою собственную жизнь стала строить по другим принципам. Упомянули даже ее приемы в Ферраре, на которые она собирала ученых, поэтов, философов, и где они общались, и спорили, как подобает образованным людям.
- Я думаю, Платон был неправ и наша Земля – не центр вселенной. А лишь шар, который вращается вокруг себя и вокруг Солнца.
- Ты богохульствуешь, Коперник! (с)
Количество персонажей в сериале тоже впечатляет. Помимо истории семьи Борджиа, нам показали историю семьи Фарнезе, Алессандро и Джулии, и еще кучи других второстепенных персон, не забыв и знаменитостей, когда-либо соприкасавшихся с Борджиа. Пламенный гений Леонардо, неприкрыто восхищающийся Чезаре, младой настырный Микеланджело и Никколо Макиавелли.
Тема дружбы тоже раскрыта, хотя у таких людей как Борджиа с друзьями и не должно было быть. Но у Александра был преданный Гассет, а у Чезаре – Никколо и Алессандро. Их повязала кровь Савонароллы, и, хотя на протяжении жизни интересы всех троих сходились и расходились много раз, мешалась политика, и посол Флоренции Макиавелли далеко не всегда одобрял действия принца Романьи, друзьями они остались до конца. Очень понравилось последнее судилище, на котором Никколо выступает обвинителем, а Алессандро, наплевав на указания нового папы Юлия, берется защищать сломленного и загнанного Чезаре. Никколо выигрывает процесс, обрекая Чезаре на заключение в тюрьму для смертников и последующую казнь. Алессандро плюет ему вслед, а потом раскрывает папе якобы готовящийся побег. Все-таки не великого ума человек. Папа бесится и рыщет, а Никколо вывозит нифига не сломленного Чезаре из Рима, потому что из тюрьмы для смертников проще бежать и такой был план. Вообще дуэт Чезаре и Никколо в сериале для меня – любимая тема, потому что смотреть на их взаимодействие – чистое удовольствие. Они с Чезаре примерно равно умны, и им не требуется объяснять и разжевывать, мысли и идеи оба ловят на лету. От этого иногда возникает ощущение, что общаются они телепатически)
И мою любимую историю с заговором кондотьеров тоже выдали полной ложкой. Город в осаде? У Чезаре нет войск? Его положение безнадежно? Чезаре едет танцевать. А потом коварство, посул, шантаж и резня в Синегалье. И принц Романьи снова на троне, не потеряв ни одного солдата. Половину городов он берет без боя, подкупом или хитростью. Не бросай солдат в бой, пока не попробовал победить обманом (с). И вот этих хитростей, коварных многоходовок и военного гения Чезаре Борджиа тоже додали от души. Поэтому под конец его харизма бьет с экрана струей напалма. В самом конце жизни, когда герой, всеми преданный, потерявший все, говорит сам с собой, убеждая себя принять как факт то, что в Рим он не вернется, что Романью он потерял, что Лукрецию и своих детей больше никогда не увидит – такая тоска накатывает, потому что не верится, что этот живчик, который колотит лапками в любой жопе, сдастся и смирится. А когда он погибает в Наварре, несмотря на кучу совершенных убийств, подлостей, жестокостей и откровенного сволочизма, накатывает ощущение потери. В истории словно гаснет искра, которая светила всем остальным. Смерть Папы не произвела такого впечатления, как смерть Чезаре. И сама история гаснет вместе с героем.
А потом происходит то, что называется авторским произволом, за который я, как зритель, бесконечно благодарна создателям. Прежде со мной такое случилось лишь однажды, в «Призраке оперы» Шумахера, и вот теперь второй раз.
Пока есть лапки, будем колотить.
В-общем, это было превосходно
@темы:
Сериальное,
The Borgias,
Мысли вслух