О спектакле.Я не читала этого произведения, и мне даже не стыдно - ну, не читала и не читала, нельзя объять невпихуемое и все такое. Но даже если бы взялась читать - вряд ли бы осилила хоть половину, скорее всего заглянула бы сразу в конец, чтобы посмотреть чем кончится. Потому что язык, которым сопровождается эта, в-общем-то, немудрящая история, не просто сложен. Он неподъемен. И это, наверное, единственная моя претензия. Разумеется, не к автору, который писал сообразно традициям эпохи, а к локализаторам. Язык Шекспира и так крайне образен и насыщен метафорами, но если пытаться еще уложить его по-русски в стихотворную форму, то получается страшное нагромождение слов, в которые приходится вчитываться в ущерб просмотру. Т.е., мне вполне бы подошел обычный подстрочник, а ритм стихов я чудесно уловила и в речи актеров.
Но, на самом деле даже эта, единственная претензия, несущественна, потому что во всем остальном спектакль восхитителен от и до. Потрясающе выполнены декорации, которых, практически, нет. Это, наверное, какая-то современная тенденция в театральном искусстве - минималистичные и очень выразительные декорации. Мне очень это нравится. Здесь роль декораций выполняет пол, подсвечиваемый какими-то странными черными узорами, напоминающими то ли паутину, то ли переплетенные ветви деревьев, движущийся балкон-галерея, задник да парочка кресел. Часто в кадре кроме актеров и единственного стула ничего-то и нет, а ощущение, что ты находишься в парадной зале родового замка - полное.
Ну и конечно, главное - Теннант. Удивительный, неземной, незнакомый Теннант, каким мы его еще не видели. Может, кто-то видел, а я - нет. А я изучила всю его фильмографию)
Его Ричард больше всего напомнил мне бабочку. Яркую, легкую, порхающую, лишенную зла в себе самой. Вот он - король: в длинных шелковых одеждах, с развевающимися волосами, в золотой короне, стремительный как птица. Не хочет крови, не ищет ссоры. Кажется совсем неопасным. Наверное оттого и разительней контраст с Ричардом преданным, сломленным, униженным и уничтоженным своими более разумными родственниками. Ангст-ангст-ангст. Теннант играет героя, который навлек на себя беду своими собственными руками, но отчего-то пинать его не хочется. Он остается прекрасным до конца вероятно спойлер, если вдруг кто еще не догадался, до цепей и узилища, до смерти от руки некогда любящего друга.
Про остальных актеров сказать ничего не могу, все хороши каждый на своем месте, но это понятно: когда в короне сияет бриллиант, кто смотрит на речной жемчуг?
Спектакль непременно нужно смотреть, он только появился, думаю у желающих найдется возможность сходить в кино. Если кто сомневается - не сомневайтесь. Смотреть такие постановки жизненно необходимо, чтобы прочистить мозг от кинокомиксов и туповатых сюжетов тридэ-блокбастеров. Нужно, чтобы мозг не заржавел, чтобы душа не заленилась, чтобы хороший вкус не превратился в бездумную всеядность. Кстати, я читала, что спектакль выйдет на ДВД. Вы понимаете, о чем я