Итак, о третьей серии. А точнее – о Шерлоке Холмсе, которого мне додали.
Я очень долго собиралась с мыслями, потому что сначала впечатлений было очень много, эмоций еще больше, а мыслей мало. Первые два (три, четыре, пять) просмотров я не в состоянии была вообще что-то осмыслить, т.к. тупо пялилась на объект любви, исторгая в ноосферу фейерверки сирдечек. Потому что никогда еще за три сезона Шерлок не был так хорош, так пронзителен, так точен и не попадал так метко в мое понимание персонажа.
простыня без картинок. Сил нет на картинки.
О Шерлоке.
Эта серия – его безусловный бенефис. И весь сезон, по моему глубокому убеждению, мы видим с точки зрения Шерлока, как предыдущие два видели с точки зрения Джона. Я как-то сразу это увидела, только не могла сформулировать. А потом поняла. Знаете, в чем фишка? В нелинейности рассказа. Вспомним первые два сезона: действие идет поступательно, от начала к концу, преступление – расследование – разгадка – возмездие. Так происходит в действительности, так видит и воспринимает события Джон, и так же рассказывает. Шерлок мыслит по-другому, нелинейно. Он одновременно обрабатывает несколько массивов информации, перемешивает, систематизирует, визуализирует у себя в голове и сводит концы. Поэтому и рассказ получается рваный, фрагментами из разных ячеек. Расследование - конфликт – спад - преступление – эскалация – примирение – разгадка – снова преступление – кульминация. Поэтому мы видим в момент, когда Джон и Шерлок идут к лифту, как охранники уводят Холмса под руки. Если бы рассказывал Джон – мы бы увидели что они двое просто подошли к лифту. Или взять сцену из первой серии, в ресторане. Помните эту проходочку Холмса через зал и пируэты с бабочкой, очками и подводкой для глаз из сумочки дамы? Помните разный темп, эффектные жесты, момент самолюбования, выпендрежа, иронии? Только Шерлок мог увидеть себя так, потому что так себя чувствовал. Джон увидел бы, что покойный вошел в зал, облил гостя водой, спер очки и стащил у дамы карандаш. Он не увидел бы этого внутреннего танца, потому что не знал бы о нем. Танцевать любит Шерлок)
А еще мы увидели, как он мыслит. До этого нам показывали лишь легкое погружение в чертоги разума, и то снаружи: Шерлок сидит на стуле и машет руками, отметая версии. А здесь мы увидели чертоги изнутри. Зал суда, в котором старший брат занимает место судьи. Залитые светом бесконечные коридоры. Лестницу, ведущую вниз, в самое страшное. Смогли бы мы это увидеть, если бы смотрели с точки зрения Джона? Откуда бы ему знать, что в голове Шерлока все еще бродит голая Ирэн Адлер, а под взором Майкрофта сам Шерлок превращается в маленького мальчика? А тут мы поняли не только как образно, но и как быстро мыслит консультирующий детектив. За мгновения падения бокала он обнаруживает преступление. За три секунды после выстрела просчитывает варианты последствий и принимает оптимальное решение. Я вспомнила еще одну вещь из той же серии: в конце «Скандала в Белгравии», когда Ирэн торгуется с Майкрофтом, Шерлок сидит в кресле. И тут она говорит: «Джим Мориарти шлет тебе свою любовь», и у Шерлока словно лампочка в голове загорается – через несколько минут он находит пароль, который искал месяцами. Уверена, что за эти минуты он целое кино посмотрел. Но мы его не увидели.
В этой серии нам показали Шерлока Холмса изнутри, с его эмоциями, страхами, одиночеством и всем хорошим, что в нем есть, но прячется от посторонних под маской социопатии. И тут мы плавно переходим к вопросу о том, что шерлокбыникогда.
Много мнений читала на тот счет, что образ Шерлока сломали и испортили, что из холодного психопата сделали теплого и милого человека, что есть ООС и неправда. Я не согласна. Как раз правда, и мы ее видели, нам ее показывали, только мы (или они) не хотели ее видеть. Фигня в том, что никто ничего не сломал, и Шерлок всегда таким был – теплым. Только не для всех, да. У меня есть три момента – маркера из первого сезона, когда я это поняла. Первый, когда Лестрейд говорит Джону: «Шерлок Холмс – великий человек, и может быть когда-нибудь, если нам повезет, он сможет быть хорошим» Второй – в самом конце «Этюда», когда Джон в своей решительной манере называет Шерлока идиотом, а тот вдруг улыбается и мирно предлагает: поужинаем? И третий момент в «Слепом банкире» с кошельком. Джон ругается, потом смущается, пытается занять денег, и Шерлок кивает – вон в кошельке. Так уютно, спокойно и по-домашнему. Ничего социопатичного. Все это было всегда, но мы не замечали, потому что смотрели глазами Джона и видели лишь мелкие внешние проявления.
Но, разумеется, нельзя отрицать и развития персонажа. Нет, не персонажа, человека. Два года изоляции, обретенная и потерянная дружба, неизбежное взросление – все это обесценивает притворство, делает неважным и ненужным ношение маски. И внезапно истиной оказывается мудрость «Будь проще, и люди к тебе потянутся». Шерлок стал внимательнее относиться к Молли – и обрел верного друга. Перестал быть засранцем с Лестрейдом – и обоим стало легче общаться. А уж Джон… но с Джоном совсем другая история.
О любви.
Меня неипически бесят высказывания, выражающие негатив в адрес Джона. Причем негатив настолько… не хочу никого обижать, поэтому скажу деликатно: инфантильный, что возникает подозрение в… опять же, деликатно – эмоциональной незрелости высказывающихся. Основная претензия – Джон ведет себя черство по отношению к Шерлоку. Не обнял, не поцеловал, не заплакал горюче-смазочными жидкостями, и даже спасать самолично не бросился, распихивая ногами бригаду реанимации. А главное – он простил Мэри. Это уж ни в какие ворота.
Так вот нетолерантное: это все такая чушь собачья, что обсуждать не хочется. Скажу просто: с первой по последнюю серию Джон ведет себя как нормальный, пусть и со скверным характером, и не без тараканов, но взрослый, ответственный человек. Мужчина. Не фиялкаизкотяток. Да, у него проблемы с доверием. Да и чувства свои выражать он умеет, пожалуй, еще хуже своего друга-социопата; вспомним, что в моменты душевных волнений у Джона физически перехватывает горло. Но это отнюдь не значит, что чувств у него нет. Есть, да еще какие. И я, конечно, не настаиваю, но могу предположить, что не слишком ошибусь, если скажу, что так, как любит Шерлока Джон, его больше не любит никто. Ни мама-физик, которую нельзя расстраивать курением, ни Майкрофт, для которого брат все еще ребенок, нуждающийся в опеке. Джон любит Шерлока теперешнего, со всеми заморочками, бесячьими привычками, адреналиновой и нарко-зависимостью, как есть. А Шерлок точно также любит и ценит Джона, не пытаясь прогнуть, исправить или изменить. В «Знаке трех» они все это друг другу сказали настолько открытым текстом, насколько это вообще возможно между двумя взрослыми людьми, почти на грани фола. Выяснили, подписали, скрепили кровью. Больше не нужно ничего говорить. Им теперь до конца жизни уже не понадобится об этом говорить, потому что все кристально ясно и нет смысла трепать языком слова и чувства. Не фиялкиизкотяток. И никакая Мэри этого не изменит, потому что человек – существо многозадачное и любовь к женщине не отменяет любви к другу. Любви к Родине тоже не отменяет. И теперь я вот таким неуклюжим пассажем хочу перейти к Мэри.
О Мэри.
Здесь у меня нет однозначного отношения, хотя при просмотре я никакого негатива к героине не испытывала, а испытывала напротив симпатию и расположение. Но после третьей серии вкус получился странный. Я довольно долго не могла понять в чем дело. Ведь Мэри так хорошо вписалась в дуэт. Она явно искренне любит Джона, и столь же искренне, я уверена, расположена к Шерлоку. В ее планы не входит и не входило никогда влезать между ними. Она достаточно умна, чтобы выстроить такой формат отношений, чтобы Джон был счастлив в семье, но не погрязал в рутине, которая для него смерти подобна, а имел возможность жить жизнью интересной, насыщенной приключениями. О да, она умна. И авантюристична. И очень ценит свое будущее с Джоном. Не женщина – мечта.
Кроме одного.
Она – убийца. А «прошлых» убийц не бывает. И вот это меня царапает весьма ощутимо.
Понимаете, в моей системе координат нет преступления страшнее, чем лишение людей жизни. И я еще могу понять, когда речь идет о войне и там – враги, которые убьют тебя, если не успеешь раньше. Или даже если убийство обусловлено работой на свою страну, если это патриотизм, идея, во имя чего-то большого. Не принимаю, но понимаю. То есть, я не назову преступником палача, который казнит приговоренных к высшей мере. Не назову разведчика, сотрудника спецслужб, которые служат своей стране. Но Мэри была киллером – фрилансером, т.е. убивала за деньги. Людей. За деньги. Для этого у меня нет ни понимания, ни оправдания. И человек, который с холодным сердцем убивал за серебренники, не может быть хорошим, будь она трижды жена и мать. Она все равно убийца. Плохой, скверный, негодный человек. Потому что так не бывает, что тут сердце есть, а тут нет. И нельзя вот эти местом любить Джона, а этим – быть готовой застрелить его друга. А потом обниматься и выбирать имя ребенку. Поэтому Мэри я не верю, она для меня как пороховая бочка, несмотря на то, что Шерлок ее оправдал. Посмотрим, кто из нас был прав.
The Point of no Return.
Отдельно хочу сказать пару слов об этой мозговыносящей сцене. Мне кажется, именно она является эмоциональной кульминацией всего сезона, несмотря на последующие события. Именно здесь расставляются точки над i в отношениях героев, дальнейшее – лишь результат этого разговора на троих, в котором Джон кричит, Мэри молчит, а Шерлок говорит так, как не говорил никогда прежде. Сцена выстроена бесподобно во всем, начиная от композиционного расположения героев и заканчивая душераздирающим музыкальным сопровождением. И невероятной по силе достоверности актерской игрой. Внести в учебники и показывать студентам-режиссерам, как нужно снимать. Все, больше мне нечего сказать.
А нет, есть еще. Мое фанатское сердце считает, что именно в этой сцене Шерлок, с его измученным лицом и красными от морфия глазами, невероятно, потрясающе красив.
Заключение.
Я не сразу поняла и приняла этот сезон, поскольку я есть тугодум и мне нужно много времени на понимание и осознание. Но теперь я считаю, что сезон без сомнений удался. Он другой, не такой как первые два, но причины этого мы выяснили. И он прекрасен, как картинка в калейдоскопе, яркий, замысловатый, со строгой внутренней конструкцией, которая распадается от любого толчка, или как коробка с паззлами, из которых нужно сложить картинку самому. Если очень постараться. Я постаралась. И теперь уж без сомнений – это мой любимый сезон.
Спасибо за внимание.
Sherlock 3.03. Финал.
Итак, о третьей серии. А точнее – о Шерлоке Холмсе, которого мне додали.
Я очень долго собиралась с мыслями, потому что сначала впечатлений было очень много, эмоций еще больше, а мыслей мало. Первые два (три, четыре, пять) просмотров я не в состоянии была вообще что-то осмыслить, т.к. тупо пялилась на объект любви, исторгая в ноосферу фейерверки сирдечек. Потому что никогда еще за три сезона Шерлок не был так хорош, так пронзителен, так точен и не попадал так метко в мое понимание персонажа.
простыня без картинок. Сил нет на картинки.
Я очень долго собиралась с мыслями, потому что сначала впечатлений было очень много, эмоций еще больше, а мыслей мало. Первые два (три, четыре, пять) просмотров я не в состоянии была вообще что-то осмыслить, т.к. тупо пялилась на объект любви, исторгая в ноосферу фейерверки сирдечек. Потому что никогда еще за три сезона Шерлок не был так хорош, так пронзителен, так точен и не попадал так метко в мое понимание персонажа.
простыня без картинок. Сил нет на картинки.