Вчера смотрела постановку питерского «Рок-театра» «Иисус Христос – суперзвезда».
При полном отсутствии рекламы зал был полон, не осталось ни дешевых, не дорогих мест. Публика сама разная: и подростки, и пенсионеры, и между ними народу предостаточно.
Впечатление остались неоднозначные. Многое понравилось, но и претензий по существу нашлось немало.
читать дальшеНачну с плюсов.
Первый и самый несомненный плюс – это новый Иуда, единственный, пожалуй, актер на сцене, который казался живым человеком, а не символом и не метафорой. У него потрясающий голос, с качественным ультразвуком, который подошел бы арии Христа, и актер здорово поигрался им в сцене повешения, выдав самый настоящий взрыв чувств.
Хорошие голоса и у остальных актеров. Иисус пел качественно, и очень хорошо пела Мария. Замечательным басом гудел Каифа, несмотря на полное несоответствие актера образу: полный молодой человек с современной стрижкой ежиком. Анна тоже внешне не впечатлил, но дискант выдал на совесть. Вообще, пели все отлично, и удовольствие от пения получено полностью.
Теперь о минусах.
Спектакль играется при полном отсутствии декораций, и изменение локаций заменяется танцевальной группой, которая изображает, в зависимости от сцены, то апостолов, то ликующую толпу, то развратников в храме, то прокаженных – и т.п. При этом вся группа одета в одинаковые костюмы, и по необходимости из нее выдергивают то Марию, то Петра, то Симона, причем за двоих последних поет один и тот же артист. Отменно поет, надо сказать, сильный, свежий голос, почему он с таким голосом в массовке – непонятно.
Я люблю минимализм. Но тут такая штука. Минимализм – очень сложная вещь, и сделать его непросто. Он должен быть очень стильным, дорогим, подчеркивать что-то другое, и сочетаться с акцентами. Здесь стиля не наблюдалось, а, напротив, создалось впечатление малобюджетности. А если прибавить к этому еще и то, что танцевальная группа не так чтоб очень умеет танцевать, то ощущение районной самодеятельности еще усилилось. Ну ладно, мы тоже не столица. Но попадать ногами в такт, мне кажется, актерам не помешает.
Не понравился Иисус. Пел он хорошо, но возраст «за 50» сильно бросался в глаза. Все-таки, с некоторых ролей нужно уметь уходить вовремя. К тому же большую часть времени он демонстрировал полное отсутствие актерской игры, если, конечно, не считать таковой неподвижное стояние на сцене с грустным лицом. Но я, наверное, несправедлива, потому что образ Христа все же выписан режиссером-постановщиком.
И вот этому доброму человеку захотелось решительно оторвать яйца. Потому что происходящее на сцене – это не «Иисус Христос – суперзвезда» Уэббера и Райcа. Не легендарная рок-опера, как заявлено на афише. Это кастрированная самоделка, в которой зачем-то оставили музыку Уэббера, но полностью переписали смысл. И вот это меня возмущает до кончиков щупалец души.
Прежде всего, главным героем сделали не Иуду, с его метаниями, а Иисуса. Весь спектакль он присутствует на сцене, даже там, где по сюжету его быть не должно – стоит на заднем плане, воздев очи ввысь. Ну ладно, допустим, о том, кто главгерой пьесы можно поспорить. Но так еще и образ Христа искажен до прямо противоположного от замысла создателей оперы. Здесь речи не идет о человеке. Этот Иисус – Бог. Он не ходит – он шествует, он не смотрит – он взирает. Он не любит - он осеняет благословением. Он говорит евангельскими фразами. И даже в «Гефсимании» вместо яростного «Пока я не передумал», он поет «Ведь я весь твой». Жертвенный агнец, послушный воле Отца.
Все, что в JCS есть современного, провокационного, бунтарского – сглажено и прилизано до невозможности. Линия Марии и ее безответной, но яркой и спасительно любви попросту потеряна. Стыдливо спрятана, как и сама Мария, в общем хоре массовки. Нет и дружбы с Иудой; тот традиционно предает по злобе.
Понятно, почему в постановке нет арии «Сверхзвезда» - титульной арии оперы, между прочим. А потому и нет, что она слишком бунтарская для благостно-евангелистического тона спектакля. Не вписывается.
Зато есть Воскрешение. То, чего умышленно нет в оригинальном сценарии, т.к. Уэббер и Райс делали сюжет о человеке. И намеренно задали в «Сверхзвезде» вопрос, который оставили без ответа. А здесь – вопросов не задавали, но и ответ дали, чтоб никто не усомнился.
Резюмируя: спектаклю явно требуется обновление. Новые костюмы, новые танцы, новые артисты. Тогда это будет хоть и каноничное, но достойное зрелище не только для ушей, но и для глаз. Что же до трактовки – многим нравится традиционный подход, я даже могу понять почему. Не понимаю только, при чем тут Уэббер, Райс и Джизус Крайст.
Кто ты, Джизус Крайст?
Вчера смотрела постановку питерского «Рок-театра» «Иисус Христос – суперзвезда».
При полном отсутствии рекламы зал был полон, не осталось ни дешевых, не дорогих мест. Публика сама разная: и подростки, и пенсионеры, и между ними народу предостаточно.
Впечатление остались неоднозначные. Многое понравилось, но и претензий по существу нашлось немало.
читать дальше
При полном отсутствии рекламы зал был полон, не осталось ни дешевых, не дорогих мест. Публика сама разная: и подростки, и пенсионеры, и между ними народу предостаточно.
Впечатление остались неоднозначные. Многое понравилось, но и претензий по существу нашлось немало.
читать дальше