Как я уже писала ранее, в нашем городке показывали «Франкенштейна», спектакль Национального королевского театра с Бенедиктом Камбербетчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. Поставил спектакль Дэнни Бойл, тот самый, который позавчера «поставил» Олимпиаду а до этого загреб кучу Оскаров и прочих Бафт за «Миллионера из трущоб».
С постановкой не все сложилось гладко, из-за технических накладок показ перенесли на август, но одну версию я все же посмотреть успела, ту, в которой роль Создания исполняет Ли Миллер. Хочу поделиться.
простыня.Прежде всего – в спектакле совершенно удивительная музыка. Вернее, я бы даже употребила слово «саундтрек», потому что звуковое сопровождение в целом, со всеми этими вздохами струнных, громом клавишных и живыми голосами создает единый эмоциональный фон, на котором, как на холсте, рисуется действие.
Представление в целом очень эмоционально, порой почти превращается в гротеск - но нет, не превращается, а упорно балансирует на грани между жизнью и безумием. Ага, вот именно так)
Итак, вкратце о сюжете.
Прежде всего, на пустой сцене, под куполом из тысячи лампочек, мы видим мутную мембрану, из которой – вспышка – рождается Создание. Слабое, испуганное, безобразное и с первых же секунд существования - одинокое. Само учится смотреть, ползать, различать руки и ноги, кричать и ругаться. Я читала мнение, что эта сцена, рождение, которая длится минут семь, слишком затянута. Может быть, я не заметила. Мне все эти семь минут было отчаянно жаль это несчастное существо, которому и жить-то не следовало, а если и следовало – то не так. Но оно упрямое, поднялось на ноги, осознало себя. Тут и пришел Создатель; увидел дело рук своих, испугался. И первыми словами, с которыми обратился он к своему творению, стали: «Уходи прочь, убирайся!»
Он и убрался. Скитался, лез к людям, был гоним, злился, горевал. Пока не нашел старого слепого учителя, живущего в бедной хижине с сыном и невесткой. Старик научил Создание языку, чтению, пониманию мира, но так и не смог научить смирению. Когда дети старика, не разобравшись, также выгнали беднягу прочь, все чувства ему заменила ненависть.
Странное Создание получилось у Ли Миллера. С одной стороны, его персонаж аномально жесток, озлоблен, переполнен жаждой мести, он говорит об этом в каждой фразе, в каждом жесте. Но его всегда бесконечно жалко. Несмотря на свое уродство, он удивительно симпатичен. Он кричит о ненависти, а хочет любви. Отчаянно просит ее у любого, кто согласится ее дать. И ужасные поступки, которые он совершает, преступления, убийства – они говорят одно: заметьте меня, обратите внимание, я хочу к вам. Жаль, только Виктор этого не понимает.
Виктор Камбербетча, в своем роде чудовище пострашнее Создания. Моральный инвалид, человек, совершенно холодный и равнодушный к людям, которые его окружают. Создание для него – только эксперимент, говорящая лошадь, он не слышит смысла обращенных к себе слов, и уж тем более не разбирает подтекста. Смерть брата, любовь невесты, страдания отца – ему неинтересны. Он хочет поиграть в бога, хочет создать жизнь. Хочет власти над своими творениями. При этом не понимая простых вещей: например, чтобы создать человека не обязательно быть богом, достаточно жениться) Невеста Виктора, Элизабет, говорит ему об этом, но и ее он не слышит. Она любит его, готова разделить с ним все, но для него она – лишь досадная помеха его очередному эксперименту.
Диалоги Виктора и Создания – самые эмоционально-яркие в спектакле. Просто душу рвут в клочья. Создание просит Франкенштейна сделать ему подругу, чтобы было кого любить, чтобы перестать мучиться от одиночества. Виктор поначалу загорается идеей, и даже осуществляет ее, но в последнюю минуту задумывается о возможных последствиях – и уничтожает женщину-монстра. Ему страшно, что они начнут размножаться, что уйдут в мир. Мысль о том, что Создание можно избавить от одиночества иначе, просто полюбив его родительской любовью, Виктору в голову не приходит. За это его хочется убить. И мне, и Созданию.
Вернувшись домой, Виктор спешно женится, и в брачную ночь Создание убивает Элизабет. Но перед этим они разговаривают, и становится ясно, что не будь Виктор таким тупым, прими Создание в семью, Элизабет приняла бы его тоже с открытым сердцем, и любила бы, как родственника, и не было бы этой волны несчастий и горя. И все были бы живы.
После смерти Элизабет, у Виктора и у Создания остается лишь одна цель: уничтожить друг друга. Создание уводит создателя далеко на север, заманивает; Виктор гонится за ним с упорством одержимого. Кто в этой гонке охотник, кто жертва – непонятно. Они оба - жертвы. И там, во льдах, когда оба уже на последнем издыхании от усталости и опустошенности, Создание признается: «Я хотел только, чтоб ты меня любил» И еще не поздно было бы для них, но теперь уже Виктор переполнен ненавистью, и они уходят в закат. Вместе.
После спектакля меня пару часов потряхивало до мурашек. Жаль было обоих, но Создание – больше. Виктор же чаще вызывал то ли презрение, то ли брезгливость. Врезать ему хотелось перманентно; просто схватить и отмутузить, чтобы добраться до души, чтоб услышал. Сыграли оба замечательно. Не могу сказать, кто лучше.
Были в спектакле и комические моменты. Например, все семейство Франкенштейнов, кроме Виктора – негры)) Но на самом деле, трагедии было намного больше. Правда, зал иногда смеялся, но я, если честно, так и не поняла почему. Для меня это было эмоциональной душевыжималкой от первого до последнего кадра. И, знаете, часто, когда что-то не удается посмотреть, говорят – и не надо, ничего не потеряешь. Так вот, если бы я не посмотрела «Франкенштейна» – я бы потеряла. Честное слово.
Через неделю поеду смотреть версию с Бенедиктом – Созданием. Посмотрю – отпишусь, как оно, в сравнении.
Франкенштейн (2011).
Как я уже писала ранее, в нашем городке показывали «Франкенштейна», спектакль Национального королевского театра с Бенедиктом Камбербетчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях. Поставил спектакль Дэнни Бойл, тот самый, который позавчера «поставил» Олимпиаду а до этого загреб кучу Оскаров и прочих Бафт за «Миллионера из трущоб».
С постановкой не все сложилось гладко, из-за технических накладок показ перенесли на август, но одну версию я все же посмотреть успела, ту, в которой роль Создания исполняет Ли Миллер. Хочу поделиться.
простыня.
С постановкой не все сложилось гладко, из-за технических накладок показ перенесли на август, но одну версию я все же посмотреть успела, ту, в которой роль Создания исполняет Ли Миллер. Хочу поделиться.
простыня.